вторник, 20 мая 2014 г.

Tempering Khukuri (Кукри). Закалка и отделка.


День второй. Рукоять. Закалка. Отделка.

Примеряем латунную пластину больстера. Отмеряем так, чтобы она обернулась вокруг пяты и была внахлест.
Примеряем латунную пластину


Отмерили, отрезали. Свернули.

Пластина внахлест
 Примерили больстер. Подходит.
Будущий больстер.
 Толчем серебросодержащий металл. Основное требование - он должен крошиться.

Твердый припой - изготовление.
 Параллельно греем в горне буру. Кипит.

Бура
 Смешиваем буру, припой и капельку воды.
Смесь
 Толчем смесь молотком.

Приготовление смеси
 Наносим смесь на больстер.
Мажем
 Сушим смесь.
 

Параллельно происходит очень интересный процесс. Молодой кузнец смешивает молотком глину и шерсть козы. Пропорции примерно 3 к 1. Полученная смесь не трескается будучи помещенной в открытый огонь даже в сыром виде. Вот что было использовано при ремонте сопла!

Глина, шерсть и вода
Месим
 Нагреваем больстер. Спаяли.
Нагрев
Готово
Параллельно мастер начинает заточку клинка. Я попросил, чтобы сильно не точили. Мне его еще через границу везти. И это не важно, что по закону это никак не ХО. Рисковать не хочется. Попросил, чтобы объяснили и показали как доделать.

Заточка. Зажал клещами за молот. Держит коленом. Руками точит.

 Формируем больстер на загнутой рукоятке клещей.



Плющим

Ровняем


Общий вид процесса.



 Подогнали. Больстер отлично сидит.
 
Больстер на клинке
 Вместо шкурки и напильника выровняли на пороге плоскость контакта больстера и рукояти.
Выравниваем больстер
Теперь рукоятка. На всей территории региона Лангтанг я видел только один тип рукоятки - алюминиевая. Рискну предположить, что это традиционно. Однако же на востоке Непала используют деревянные рукояти.


Формы для отливки



Скрепили
Хвостовик почти полностью заходит в рукоять

Обмазали все нашей смесью
Сушим конструкцию в горне
 Параллельно идет процесс ремонта старой посуды для плавки и поиска старых алюминиевых тарелок по всей деревне.
Чашку отремонтировали смесью

Тарелки нашли. Мнем

Набор металла для рукояти.
 Ставим чашку в угли в горне. Перемешиваем металл с углями. Греем.


Греем

Попутно бросили еще кусочек алюминия
Фиксируем хвостовик деревянными клиньями. Обмазываем больстер смесью. Устанавливаем клинок, зажимаем камнями.

Клинья для фиксации

Чтобы металл снизу не вытек
Зафиксировали между камнями, убрали клинья
Металл тем временем расплавился. Сверху небольшая пенка. Но, как я понимаю, горячие уголья предотвращают дальнейшее окисление.
Расплав

Заливаем, палочкой удерживаем окислы
Налили с горкой, формируем характерную выпуклость
Удаляем глину, обрабатываем рукоять. Наносим рисунок. Финально подтачиваем.
Удаляем глину

Обработка рашпилем по дереву

Кернами наносим рисунок

Подравниваем

Закалка. Как выяснилось кузнецы закаливают часть лезвия кукури на расстоянии примерно 1,5 сантиметра от режущей кромки.
Из чайника поливается нагретый металл равномерно, начиная от острия и вплоть до "чо".
Льем воду из чайника
 Хочу обратить внимание на то, что вода бежит ровной струйкой, как ручеек и не стекает с лезвия вплоть до того момента пока она не достигнет острия.

Вода течет ровно
Отпуск.  Кузнец напильником счищает окалину с того места, куда он только что лил воду. Толстый обух в это время отдает свое тепло режущей кромке. Обух при этом еще красный.

Цвета побежалости закаленной части клинка должны быть золотисто-коричневыми.
Цвета побежалости
Даже без обработки на клинке видно линию зонной закалки.
Линия зонной закалки
Кузнец очень обеспокоен тем, что я готов забрать клинок вот так прямо, без обработки. У всех кого я встречал клинки  были обработаны песчаником до блеска.
В итоге он берет камни и проходится по клинку.
Шлифовка клинка
 Он дробит песчаник и шлифует рукоять.

Шлифовка рукояти

На ножны времени уже не хватило. Мне надо выходить. Обратный путь длиннее. Если не пройдем его за отмеченное время, то придется ночевать еще сутки в горах.

По приезду я слегка довел клинок на гриндере. За что огромное спасибо товарищу Немому.

Вот готовое изделие. Ножен пока нет.

Масштаб

В руке

Всем спасибо.

Отдельные благодарности мастерам с ганзы. Спасибо за Ваши советы и вдохновение.

Гринтеррум. 2014

29 мая мой друг с прискорбием сообщил мне, что главный кузнец Типлинга мистер Рана Багадур Бишвокарма погиб во время землетрясения в Непале.




2 комментария:

  1. Там, на Остметалле мастера высказали некоторые комментарии.
    Пожалуй, сохраню их у себя "на подумать".

    "Молодой кузнец смешивает молотком глину и шерсть козы." (с) Таким же образом индусы в старые времена делали тигли для булата, т.е. смешивали красную глину с конским\коровьим волосом. Армирование...

    "еще вместо волоса использовали рисовую шелуху.И сейчас при изделия тандыров используют шерсть и рубленый конский волос...но можно и паклю.таким образом получают пористую при обжиге глину..В Мерве ,где глина более высоких огнеупорных кондиция депили без примеси.Конечно сильно уплотняли.. "

    "При "простой глине-пористость.При огнеупоре-гомогенность без выжигаемых при низких температурах подмесях.. "



    ОтветитьУдалить
  2. "Т.е. пористая простая глина,более огнеупорна чем она же,но плотная. "

    "микропоры делает ее более устойчивой к трещинности.Трещины меньше критичны..не развиваются .. "

    "Если уж совсем не делать глупостей,то при температурах плавки тигель не трескается а плывет,плавится.Плавление обычной глины,начинается с -950гр.При-1200гр,это почти жидкость,независимо с порами или без них."

    "чёт то у нас с Вами глины разные..даже для печей "обычную" то есть краснуюглину не брали..Почему ж вы думаете,что мастера,кто кормился с этого,брали обычную..но если нет крутого огнеупора как в том же мерве Самрканде,то берут (брали ) попроще .По любому 1200 тигель держал и 1400 тож..уж с глинами то я намаялся ..
    поэтому 1400 тигли держали-а это литье жидкого чугуна..при плавлении 1200-а большего и не требовалось.. "

    "Непал (Тибет) - глины каолинито-гидрослюдистые с монтмориллонитом, тонкодисперсные, высоко-пластичные. Характерно сравнительно высокое содержание оксидов железа (до 3-6%). Присутствуют также магнетит, сидерит, рутил, ильменит, пирит, мин. состав механических примесей мусковит, кварц, циркон, турмалин, гранат, пирлит, другие. По огнеупорным свойствам формируются за счет Al2O3 - 40,8%, Fe2O3 - 3,65%, SiO2 - 49,72%. Температура спекания - 1200С, огнеупорность - 1660-1710С.
    Шерсть местного скота в виду особенностей питания и проживания с повышенным содержанием декстрина. "

    "Смысл в том, что коэффициент расширению и усадки минимален сам по себе, "армирование" шерстью (декстрином, что и сейчас используется в литейной промышленности) делается не столько для предотвращения растрескивания, сколько для уменьшения пористости и улучшения теплоизоляционных свойств ( избежать потери тепла при плавке), а сам состав тигля (глины и набивки) способствует науглероживанию расплава.
    Учитывая атмосферное давление и состав "воздуха" в Непале - идеально.Сравниваем температуру спекания (1200) с температурой плавления чугуна ( к примеру, в среднем) 1200 С при давлении 101,3 кПа, анализируем процессы, сопровождающие спекание, происходящее одновременно с расплавом - и получаем интересное руководство к действию)) "

    "Шерсть состоит из углерода, водорода, азота, кремния и до 3% серы, остальное в незначительном количестве. Самое важное в данной мешанине углерод.
    Волос обугливаясь при высокой температуре в закупореном пространстве, соответственно спекается в волокна углерода с кремнием тигеля, то есть получается тигельная масса армированная волокнами карборунда. Волокнистая структура после обжига весьма условна, но и углерод и продукт спекания могут значительно повысить стойкость тигля. Причём стойкость поднимается независимо от изначального состава глины. Просто в таком случае требуется меньше глины и больше шерсти или конского волоса. Это не значит конечно, что из красной глины можно получить настолько огнеупорные тигли, что они будут пригодны для плавки железа, но из белой запросто, а уж из каолиновых сам бог велел. Проведу эксперименты с разными глинами и конским волосом отпишу подробности. "

    "С углеродом частично согласен, но это не принципиально.
    Стандартный кератин
    углерод — 49,8-52,0;
    водород - 6,36-7,37;
    азот - 15,7-20,8;
    кислород - 17,1-24,0;
    сера - 2,0-5,0.
    В горах сера к 0.5, азот к 17.5, "

    "Точка кипения воды в горах ниже. И так далее. "

    ОтветитьУдалить