День второй. Рукоять. Закалка. Отделка.
Примеряем латунную пластину больстера. Отмеряем так, чтобы она обернулась вокруг пяты и была внахлест.
 |
Примеряем латунную пластину |
Отмерили, отрезали. Свернули.
 |
Пластина внахлест |
Примерили больстер. Подходит.
 |
Будущий больстер. |
Толчем серебросодержащий металл. Основное требование - он должен крошиться.
 |
Твердый припой - изготовление. |
Параллельно греем в горне буру. Кипит.
 |
Бура |
Смешиваем буру, припой и капельку воды.
 |
Смесь |
Толчем смесь молотком.
 |
Приготовление смеси |
Наносим смесь на больстер.
 |
Мажем |
Сушим смесь.
Параллельно происходит очень интересный процесс. Молодой кузнец смешивает молотком глину и шерсть козы. Пропорции примерно 3 к 1. Полученная смесь не трескается будучи помещенной в открытый огонь даже в сыром виде. Вот что было использовано при ремонте сопла!
 |
Глина, шерсть и вода |
 |
Месим |
Нагреваем больстер. Спаяли.
 |
Нагрев |
 |
Готово |
Параллельно мастер начинает заточку клинка. Я попросил, чтобы сильно не точили. Мне его еще через границу везти. И это не важно, что по закону это никак не ХО. Рисковать не хочется. Попросил, чтобы объяснили и показали как доделать.
 |
Заточка. Зажал клещами за молот. Держит коленом. Руками точит. |
Формируем больстер на загнутой рукоятке клещей.
 |
Плющим |
 |
Ровняем |
Общий вид процесса.
Подогнали. Больстер отлично сидит.
 |
Больстер на клинке |
Вместо шкурки и напильника выровняли на пороге плоскость контакта больстера и рукояти.
 |
Выравниваем больстер |
Теперь рукоятка. На всей территории региона Лангтанг я видел только один тип рукоятки - алюминиевая. Рискну предположить, что это традиционно. Однако же на востоке Непала используют деревянные рукояти.
 |
Формы для отливки |
 |
Скрепили |
 |
Хвостовик почти полностью заходит в рукоять |
 |
Обмазали все нашей смесью |
 |
Сушим конструкцию в горне |
Параллельно идет процесс ремонта старой посуды для плавки и поиска старых алюминиевых тарелок по всей деревне.
 |
Чашку отремонтировали смесью |
 |
Тарелки нашли. Мнем |
 |
Набор металла для рукояти. |
Ставим чашку в угли в горне. Перемешиваем металл с углями. Греем.
 |
Греем |
 |
Попутно бросили еще кусочек алюминия |
Фиксируем хвостовик деревянными клиньями. Обмазываем больстер смесью. Устанавливаем клинок, зажимаем камнями.
 |
Клинья для фиксации |
 |
Чтобы металл снизу не вытек |
 |
Зафиксировали между камнями, убрали клинья |
Металл тем временем расплавился. Сверху небольшая пенка. Но, как я понимаю, горячие уголья предотвращают дальнейшее окисление.
 |
Расплав |
 |
Заливаем, палочкой удерживаем окислы |
 |
Налили с горкой, формируем характерную выпуклость |
Удаляем глину, обрабатываем рукоять. Наносим рисунок. Финально подтачиваем.
 |
Удаляем глину |
 |
Обработка рашпилем по дереву |
 |
Кернами наносим рисунок |
 |
Подравниваем |
Закалка. Как выяснилось кузнецы закаливают часть лезвия кукури на расстоянии примерно 1,5 сантиметра от режущей кромки.
Из чайника поливается нагретый металл равномерно, начиная от острия и вплоть до "чо".
 |
Льем воду из чайника |
Хочу обратить внимание на то, что вода бежит ровной струйкой, как ручеек и не стекает с лезвия вплоть до того момента пока она не достигнет острия.
 |
Вода течет ровно |
Отпуск. Кузнец напильником счищает окалину с того места, куда он только что лил воду. Толстый обух в это время отдает свое тепло режущей кромке. Обух при этом еще красный.
Цвета побежалости закаленной части клинка должны быть золотисто-коричневыми.
 |
Цвета побежалости |
Даже без обработки на клинке видно линию зонной закалки.
 |
Линия зонной закалки |
Кузнец очень обеспокоен тем, что я готов забрать клинок вот так прямо, без обработки. У всех кого я встречал клинки были обработаны песчаником до блеска.
В итоге он берет камни и проходится по клинку.
 |
Шлифовка клинка |
Он дробит песчаник и шлифует рукоять.
 |
Шлифовка рукояти |
На ножны времени уже не хватило. Мне надо выходить. Обратный путь длиннее. Если не пройдем его за отмеченное время, то придется ночевать еще сутки в горах.
По приезду я слегка довел клинок на гриндере. За что огромное спасибо товарищу Немому.
Вот готовое изделие. Ножен пока нет.
 |
Масштаб |
 |
В руке |
Всем спасибо.
Отдельные благодарности мастерам с ганзы. Спасибо за Ваши советы и вдохновение.
Гринтеррум. 2014
29 мая мой друг с прискорбием сообщил мне, что главный кузнец Типлинга мистер Рана Багадур Бишвокарма погиб во время землетрясения в Непале.
Там, на Остметалле мастера высказали некоторые комментарии.
ОтветитьУдалитьПожалуй, сохраню их у себя "на подумать".
"Молодой кузнец смешивает молотком глину и шерсть козы." (с) Таким же образом индусы в старые времена делали тигли для булата, т.е. смешивали красную глину с конским\коровьим волосом. Армирование...
"еще вместо волоса использовали рисовую шелуху.И сейчас при изделия тандыров используют шерсть и рубленый конский волос...но можно и паклю.таким образом получают пористую при обжиге глину..В Мерве ,где глина более высоких огнеупорных кондиция депили без примеси.Конечно сильно уплотняли.. "
"При "простой глине-пористость.При огнеупоре-гомогенность без выжигаемых при низких температурах подмесях.. "
"Т.е. пористая простая глина,более огнеупорна чем она же,но плотная. "
ОтветитьУдалить"микропоры делает ее более устойчивой к трещинности.Трещины меньше критичны..не развиваются .. "
"Если уж совсем не делать глупостей,то при температурах плавки тигель не трескается а плывет,плавится.Плавление обычной глины,начинается с -950гр.При-1200гр,это почти жидкость,независимо с порами или без них."
"чёт то у нас с Вами глины разные..даже для печей "обычную" то есть краснуюглину не брали..Почему ж вы думаете,что мастера,кто кормился с этого,брали обычную..но если нет крутого огнеупора как в том же мерве Самрканде,то берут (брали ) попроще .По любому 1200 тигель держал и 1400 тож..уж с глинами то я намаялся ..
поэтому 1400 тигли держали-а это литье жидкого чугуна..при плавлении 1200-а большего и не требовалось.. "
"Непал (Тибет) - глины каолинито-гидрослюдистые с монтмориллонитом, тонкодисперсные, высоко-пластичные. Характерно сравнительно высокое содержание оксидов железа (до 3-6%). Присутствуют также магнетит, сидерит, рутил, ильменит, пирит, мин. состав механических примесей мусковит, кварц, циркон, турмалин, гранат, пирлит, другие. По огнеупорным свойствам формируются за счет Al2O3 - 40,8%, Fe2O3 - 3,65%, SiO2 - 49,72%. Температура спекания - 1200С, огнеупорность - 1660-1710С.
Шерсть местного скота в виду особенностей питания и проживания с повышенным содержанием декстрина. "
"Смысл в том, что коэффициент расширению и усадки минимален сам по себе, "армирование" шерстью (декстрином, что и сейчас используется в литейной промышленности) делается не столько для предотвращения растрескивания, сколько для уменьшения пористости и улучшения теплоизоляционных свойств ( избежать потери тепла при плавке), а сам состав тигля (глины и набивки) способствует науглероживанию расплава.
Учитывая атмосферное давление и состав "воздуха" в Непале - идеально.Сравниваем температуру спекания (1200) с температурой плавления чугуна ( к примеру, в среднем) 1200 С при давлении 101,3 кПа, анализируем процессы, сопровождающие спекание, происходящее одновременно с расплавом - и получаем интересное руководство к действию)) "
"Шерсть состоит из углерода, водорода, азота, кремния и до 3% серы, остальное в незначительном количестве. Самое важное в данной мешанине углерод.
Волос обугливаясь при высокой температуре в закупореном пространстве, соответственно спекается в волокна углерода с кремнием тигеля, то есть получается тигельная масса армированная волокнами карборунда. Волокнистая структура после обжига весьма условна, но и углерод и продукт спекания могут значительно повысить стойкость тигля. Причём стойкость поднимается независимо от изначального состава глины. Просто в таком случае требуется меньше глины и больше шерсти или конского волоса. Это не значит конечно, что из красной глины можно получить настолько огнеупорные тигли, что они будут пригодны для плавки железа, но из белой запросто, а уж из каолиновых сам бог велел. Проведу эксперименты с разными глинами и конским волосом отпишу подробности. "
"С углеродом частично согласен, но это не принципиально.
Стандартный кератин
углерод — 49,8-52,0;
водород - 6,36-7,37;
азот - 15,7-20,8;
кислород - 17,1-24,0;
сера - 2,0-5,0.
В горах сера к 0.5, азот к 17.5, "
"Точка кипения воды в горах ниже. И так далее. "